«Веревочный курс» - программа по работе с отношением.
Внешняя сторона активных тренингов весьма незатейлива – как правило, это набор препятствий, сконструированных из веревок и бревен, которые группе участников предстоит преодолеть, действуя по определенным правилам. Правила и техническое устройство делают каждое упражнение командной задачей, требующей включенности всех участников – выиграть в одиночку либо невозможно физически, либо противоречит правилам. Собственно, этого вполне достаточно, чтобы запустить групповую работу на создание некоего результата. Вероятно, именно поэтому часто приходится слышать, что упражнения «Веревочного курса» работают сами по себе. А как работают? Про что? На какой результат?
Ответы на эти вопросы являются внутренней стороной «Веревочного курса» - совсем неочевидной на первый взгляд. Исследование этих вопросов и потенциала «Веревочного курса» мы видим своей профессиональной задачей, вдохновляемся ей уже много лет и в этой публикации поделимся некоторыми размышлениями на эту тему.
Из набора активностей и упражнений «Веревочного курса» как из конструктора можно собрать программы под весьма широкий круг задач. В нашей практике есть кейсы, когда мы адаптировали тренинг под аттестацию команды логистов, тренинг наставничества, оценку кандидатов и даже тренировку стрессоустойчивости. При этом командообразующие эффекты являлись скорее дополнительным бонусом, чем основной задачей. Эти примеры мы приводим для того, чтобы показать, что возможности «Веревочного курса» гораздо шире и глубже, нежели традиционный тимбилдинг и активный отдых. При условии грамотной диагностики областей развития и постановке задач «Веревочный курс» является мощным и многозадачным инструментом в помощь HR-службе компании.
Активные тренинги работают на задачи адаптации, оценки, мотивации персонала, развития культуры и идеологии компании. Часто тренинг может использоваться в качестве тренажера, с помощью которого команда отрабатывает и закрепляет необходимые полезные навыки и способы взаимодействия.
Еще одной областью, в которой эффективно использование «Веревочного курса» в классическом формате – является область отношений.
С одной стороны, это, конечно же, очевидно – взаимодействие, сплоченность, доверие и некоторые другие категории, с которыми происходит работа в «Веревочном курсе» - находятся в области отношений.
С другой стороны, этот вопрос, как нам кажется, шире и глубже. Речь идет не столько об «отношениях между», сколько об «отношении к…». Знания и навыки важны для эффективной работы команды, но результативность определяется в большей степени именно отношением к работе, цели и друг другу. Есть несколько уровней отношений, с которыми мы работаем на «Веревочном курсе». Разберем основные понятия:
«Я» - член команды, отдельный игрок со своими личными особенностями, специализацией, целями.
«Ты» - мой партнер по команде, конкретный человек, с которым у меня есть определенные отношения.
«Мы» - все члены команды.
«Цель» - то, ради чего мы собрались здесь все вместе, то без чего существование самой нашей команды не имеет особого смысла.
На пересечении этих понятий как раз и проявляется весь спектр отношений, работа с которыми возможна в формате активного тренинга. Удобнее всего это отобразить в таблице.
Приведенные вопросы в большинстве своем звучат в любом качественном активном тренинге. Важно, на наш взгляд, понимать и разделять нюансы отношений, с которыми в конкретный момент происходит работа в тренинге. Именно благодаря умению тренеров выделять мельчайшие детали, наши участники получают на «Веревочном курсе» удивительные открытия и уроки.
Удерживание подобного контекста в активном тренинге позволяет создавать изменения в отношении участников к своей работе, друг другу и к жизни в целом, а значит и с качеством результатов их деятельности уже за пределами тренинга.