Новости и Статьи TeamWorks

Активные командообразующие форматы в стратегических сессиях


Активные командообразующие форматы в стратегических сессиях.


Как усилить эффекты от проведения стратегических сессий в компании? Как закрепить созданные договоренности, визуализировать и прожить планы, актуализировать и потренировать качества, необходимые для достижения поставленных целей? Предлагаем рассмотреть использование активных форматов командообразования как один из возможных инструментов работы с этими задачами.



«Я буду обсуждать с директорами магазинов планы на предстоящий год. Мне нужно, чтобы в ходе вашего блока участники поняли, что будет трудно, но они способны преодолевать трудности. Сделайте так, чтобы им было физически тяжело, но они почувствовали гордость от выигрыша в финале».


«Мы собираем директоров на стратсессию и нам нужна программа, которая зарядит их энергией и создаст мотивацию на совместную работу».


«Мне как руководителю важно, чтобы руководители подразделений честно и открыто договорились о правилах взаимодействия в нашей команде».


«Взаимопомощь. Это главное, про что нам нужно сделать тренинг. Нам предстоит работать с трудными задачами в этому году, я хочу, чтобы в ходе программы участники осознали, насколько легче достигать результата, когда коллеги помогают друг другу».


Все приведенные запросы – это запросы на командообразующие программы в дополнение к стратегической сессии. Во всех случаях были предложены разные варианты программы.

Создать ситуацию, моделирующую работу команды на достижение результата, возможно с помощью самых разных форматов: активные командные задачи (упражнения «Веревочного курса»), квест, восхождение, деловая игра, творческая программа, социальный проект и т.д.

По нашему опыту, дополнение стратегической сессии активным командообразующим блоком – это эффективный ход, который может дать следующие результаты:

Повышение качества взаимодействия. Речь о совершенно конкретных навыках и характеристиках: скорость передачи информации, полнота и четкость, включенность и конструктивность, грамотность распределения ролей, умение быстро договариваться и приходить в согласие. Все эти характеристики возможно успешно тренировать. 

Актуализация личных морально-волевых качеств – настойчивость, приверженность, стрессоустойчивость, целеустремленность, открытость.

Визуализация, «заземление» наработанного в ходе стратсессии материала, тренировка созданных договоренностей.

Усиление мотивации на достижения и совместную работу, повышение уровня энергии.

Формирование культуры работы на общий результат, позволяющей повысить синергетические эффекты взаимодействия между управленцами.



    Ключевые характеристики командообразующей программы:


    Командный характер задач. В ходе программы, вне зависимости от формата, участникам предстоит решить некоторую задачу/последовательность задач. Предлагаемые задачи - физически нереальны для решения единолично, что провоцирует участников организовывать командное взаимодействие.

    Повторяемость задач. Программа обязательно включает несколько задач, чтобы участники получили возможность оценить свои результаты, сделать выводы и последовательно повышать собственную эффективность. Именно на этом строится тренировка командных навыков.

    Последовательное увеличение сложности/давления. В ходе программы постепенно увеличивается сложность заданий – это выводит участников на новые уровни командного взаимодействия. Также, как один из возможных инструментов, увеличивается уровень давления/стресса – сложность и количество задач, усталость, ограничения по времени, погода/рельеф (если используется outdoor-формат).

    Новизна деятельности. Участники оказываются в ситуации, когда деятельность одинаково незнакома всем. В этом случае нет отсылок к прошлому опыту, все одинаково некомпетентны, необходимо организовывать взаимодействие с чистого листа. Это позволяет увидеть объективную картину командного взаимодействия, сделать выводы, обозначить области развития.

    Модельность. Программа построена по принципу задачи полного управленческого цикла. Участники самостоятельно проходят все этапы цикла – от сбора и анализа информации до презентации итогового результата и подведения итогов. Это приближает ситуацию к реальной, но позволяет увидеть ее в более структурированном и упрощенном виде, что удобнее и продуктивнее для ситуации обучения.

    Основные форматы, рекомендуемые к проведению в рамках стратсессий:


    Классический тренинг «Веревочный курс». Один из лучших инструментов для создания открытых, честных и доверительных отношений в небольших группах. Легко и точно настраивается под разные задачи и темы (лидерство, качество взаимодействия, качество результата, ответственность, работа с целями, настойчивость и приверженность).

    Активная деловая игра («Захват рынка», «Город будущего», «Магистраль», «Цепная реакция»). Формат позволяет работать с большими группами (до 300 человек), визуализировать качество взаимодействие между отдельными малыми группами. Наличие игрового сюжета и механики позволяет адаптировать программу к реалиям компании (визуализация стратегии, трансляция ценностей, тренировка ценностного поведения).

    Квесты. Этот формат идеально подходит для ситуаций, когда есть необходимость создать для команды ситуацию полной неопределенности.

    Программы в формате «Экстрим» - восхождения, сплавы, спелеология, веломаршруты, лыжи. Отличный вариант для тренировки морально-волевых личностных качеств, глубинных командных принципов – поддержки, внимательности и заботы.