Новости и Статьи TeamWorks

Командообразующие игры. Что? Как? Зачем?

Игра традиционно является одним из общепринятых форматов проведения корпоративного мероприятия. Но, при всей похожести тем и сюжетов, одни игры решают задачи командообразования, а другие – нет. Почему? Как именно работают командообразующие игры? Почему у одних провайдеров игра завершается ярким и общим на весь коллектив чувством «ВАУ! Мы это сделали!», а у других – недовольством и выяснением отношений между командами и отделами? На что обращать внимание HR’у при выборе игры для своего коллектива? В каких ситуациях стоит проводить командообразующие игры и на какие результаты рассчитывать? В этой статье мы поделимся мыслями и выводами, основанными на 20-летнем опыте проведения игровых командообразующих программ. 


Что такое командообразующая игра?

Командообразующая игра – это игровая программа на основе приключенческого сюжета, которая предполагает определенные активные действия игроков в рамках заранее проработанной сюжетной линии с целью конечного выигрыша. Коллективу предстоит выполнить последовательность активных командных заданий, чтобы добыть ресурсы, необходимые для выигрыша по сюжету. Весь коллектив объединен в группы по 12-15 человек, каждую группу сопровождает инструктор. Каждая из групп выполнит несколько заданий и добудет свою часть необходимых команде ресурсов. Задания – это физические, интеллектуальные или творческие задачи, которые возможно выполнить только вместе, помогая и поддерживая друг друга – так уж они устроены. Важной особенностью сюжета является взаимозависимость команд – решить главную игровую задачу возможно только объединив усилия всех участвующих групп.

Итак, командообразующая игра – это особым образом подготовленное и срежиссированное игровое действие, основанное на использовании ряда инструментов, направленных на создание преднамеренных, запланированных изменений в состоянии коллектива. Очевидно, что чем большим арсеналом инструментов обладает провайдер, тем больший спектр задач может быть закрыт в ходе игры. И, конечно же, чтобы получить запланированные изменения, необходимо обсудить с провайдером ожидаемые результаты игры.

Как работают командообразующие игры?

Часто приходится слышать про «магию команды», «химию отношений» и прочее «волшебство эмоций». На самом все предельно просто и прагматично – существует набор совершенно конкретных инструментов, с помощью которых и создаются командообразующие эффекты. Подробный разбор этих инструментов – предмет отдельной статьи, поэтому коротко опишем основные из них:

  1. Понятная, логичная и простая структура игры. Участникам должно быть понятно, что и зачем происходит и как именно выиграть в этой игре. Структура удерживается всей командой игры – координатором, основным ведущим, инструкторами на группах. Участники быстро понимают, что оказались внутри масштабного четко спланированного действия с понятными правилами – это помогает создать доверие к процессу и поддерживает мотивацию.
  2. Продуманная игровая механика. Все события игры спланированы так, чтобы наглядно показывать и поддерживать значимость общих усилий команды для решения общей игровой задачи.
  3. Наполнение игры. Использование специальных командообразующих активностей, в которых участникам приходится поддерживать друг друга, вместе придумывать, искать решения, обсуждать, а затем реализовывать то, что они придумали чтобы выиграть задание. Участники получают возможность как на тренажёре каждый раз от задания к заданию улучшать своё командное взаимодействие.
  4. Реквизит и декорации. Все общие процессы проходят на площадке, декорированной в стиле игровой легенды. Все задания, которые предлагаются участникам - это игровые задачи с красивым ярким реквизитом. Выполнять их интересно и азартно, участники вовлекаются, повышается мотивация и включенность.
  5. Возможность формирования малых групп под запрос заказчика и возможность «перемешивания» составов – в разных блоках игры действуют разные по составу малые группы.
  6. В игре отсутствует элемент соревнования между командами. Мы принципиально не поддерживаем его в наших играх - нам гораздо важнее наглядно показать, что участники действуют на общий результат. Для создания дополнительного драйва и азарта в игру вводится соревнование с внешним фактором – условными конкурентами, ограниченным временем или цель по количеству набранных за игру ресурсов. При этом участники действуют в небольших группах и конкуренция между ними неизбежна – при подведении итогов достижения отдельных групп обязательно выделяются, но фокус при этом не на выигрыше у других групп, а на признании их выдающегося вклада в общий результат.
  7. Сюжет – созидательный, позитивный интересный. Мы используем специальный сюжет, который объединяет все действия команд через создание общего результата в финале. Важно, чтобы в конце программы у участников создалось отчётливое чувство гордости за то, что «Мы это сделали вместе!», чтобы они испытали воодушевление по отношению к совместной деятельности и к совместному результату.
  8. Важно, чтобы сюжет поддерживал философию и культуру компании. Удачно, если игровой сюжет поддерживает и помогает визуализировать текущую ситуацию в компании – презентация и трансляция новых ценностей, освоение новых территорий, необходимость действовать в ситуации неопределенности, ситуации изменений в составе коллектива – приход новых сотрудников, объединение компаний, приход нового руководителя и т.п. 
  9. Взаимозависимость команд. Когда в игре участвуют несколько групп, мы наглядно показываем, что, как и в повседневной жизни, результат работы компании зависит от работы каждого из её отделов. Также и результат, который получит команда в игре, зависит от активности и вовлеченности каждой из играющих групп. Это визуализируется с помощью специального реквизита или атрибутики (игровой стенд, таблица с баллами и т.п.)
  10. Игра подразумевает несколько удачных моментов (открытие программы и торжественное завершение), когда у руководителя команды есть возможность обратиться к коллективу с воодушевляющий речью, поблагодарить команду за активность и перекинуть мостик на рабочие реалии.
  11. Работа ведущих. В командообразующих играх фокус на созидательности, результативности, самостоятельности и ответственности самих участников – они сами создают свой результат. Ведущие лишь поддерживают их в этом - удерживают общий контекст игры и вовлеченность, управляют групповой динамикой, обеспечивают безопасность, но не развлекают команду и не делают за них их результат. Такой формат работы основного ведущего и инструкторов на группах - одно из ключевых отличий командообразующих программ от традиционного анимационно-развлекательного формата, в котором участники находятся в потребительском режиме «развлекайте нас», «дайте нам», «а почему у нас не так» и т.п.
  12. Разнообразие и постоянное переключение. Задания, процессы, локации, тип деятельности должны постоянно меняться – это позволяет поддерживать динамику и включенность.
  13. Азарт и драйв. При всей специфичности и «нагруженности» командообразующими инструментами игра должна оставаться ИГРОЙ – веселой, азартной, интересной.  В скучную игру играть неинтересно, а значит все запланированные командообразующие инструменты просто не получат шанса сработать.

Зачем проводить командообразующие игры? Когда уместно использование командообразующих игр и на какие результаты стоит рассчитывать?


Командообразующие игры могут быть тонко настроены для работы с несколькими группами HR-задач:
  • Формирование и развитие корпоративной культуры. Трансляция ценностей, тренировка ценностного поведения, презентация и визуализация философии и стратегии компании.
  • Мотивация. Игра актуальна, когда необходимо отблагодарить сотрудников после очередного трудного этапа работы или, наоборот, зарядить энергий и вдохновить перед новым этапом развития.
  • Адаптация. Игра позволяет бережно и предсказуемо работать с адаптацией сотрудников, особенно в больших коллективах. Формирование новых отделов, приход большого числа новых сотрудников, ситуации объединения коллективов при поглощениях/слияниях компаний.

Наиболее распространенные частные случаи использований командообразующих игр:
  • Часть выездного совещания/конференции.  Познакомить участников и замотивировать на дальнейшую совместную работу. Организовать отдых и переключение без потери рабочего настроя. Визуализировать и «заземлить» содержательную часть конференции.
  • Командообразующие игры – удачное наполнение для корпоративного праздника. Игра может быть органично встроена в более обширное мероприятие – как организационно, так и в выборе сюжета.  Формат позволяет участие больших групп (в нашем опыте были игры на 500 и более человек), причем участвовать могут все – от директора до рядовых сотрудников, без ограничений по возрасту и физическим данным.
  • Организация совместного отдыха. Игра – отличная возможность вволю повеселиться, выпустить пар и просто активно отдохнуть вместе с коллегами. 

Как выбрать поставщика?


Профессионализм провайдера будет заключатся в том, чтобы настроить игру на нюансы именно вашей ситуации и подобрать решения для актуальных вам задач. Необязательны сложные и глубокомысленные решения – пусть индивидуальные настройки будут простыми и незатейливыми, но лучше, если они будут, чем если нет. Например, разумеется, не стоит ждать волшебства и моментального появления единства и понимания между сотрудниками разных магазинов одной сети в общем мероприятии, но сформировать смешанные игровые составы (а еще лучше ввести возможность перемешивания составов несколько раз за игру) все-таки стоит. Именно разнообразие и количество инструментов в арсенале провайдера и определяют его мастерство.


У Патрика Ленсиони одной из ключевых характеристик командного игрока является «голод» - идеальный командный игрок всегда голоден до новых задач и результатов. И если ваша цель – системное развитие вашего коллектива, то при подготовке корпоративного мероприятия играйте с «голодным» партнером. Пусть ваш провайдер будет жадным до применения разных инструментов из арсенала командообразующих игр. Не волнуйтесь, ваш коллектив не перегрузят – ведь известно, что до цели долетает всего 20 процентов наносимой пользы, так пусть на старте ее будет запланировано как можно больше.

Что именно вы выберете - разовое развлечение или HR-инструмент для решения ваших задач? Чем будет ваше корпоративное мероприятие – инвестицией в развитие команды или тратой бюджета на костюмированные «прыжки в мешках»? Уверены, что грамотная постановка задач и понимание возможного потенциала мероприятия и заказчиком и организатором помогут делать правильный выбор при подготовке программы вашего корпоративного мероприятия и выборе поставщика. 

Артур Подилько, тренер-консультант, генеральный директор тренинговой компании TeamWorks


P.S. При подготовке статьи использовались материалы компании TeamLab - «Лаборатория команды», г. Москва, www.teamlab.ru